Чернигов. Места силы. Антониевы печеры.

Чернигов для меня начался, как в сказке:
Направо пойдешь - Киевскую Русь и ее историю найдешь.
Налево пойдешь - Святых, монастыри и храмы найдешь.
Прямо пойдешь - современный город и его вкусности найдешь.

Направления условные и каждое разветвляется на много дорог. Первым делом, мы отправились “налево” на Болдину гору и в Антониевы печеры. Машину оставили внутри Троицко-Ильинского монастыря, состоящего из потрясающе красивой колокольни,

Троицкого собора 17 века,

Введенской церкви, келий и других построек.

В состав этого женского монастыря также входит Ильинская церковь 11 в, которая находится перед входом в Антониевы печеры. В Троицком соборе находятся мощи святых Лаврентия Черниговского и Феодосия Угличского.

Справа от большого собора расположилось интересное здание, относящееся к историческому наследию - Введенская церковь 1677 года. Мне она очень понравилась своим видом и тем, чем от нее веяло - стариной и своеобразием.

За Троицким собором расположились кельи.

Они тоже относятся к архитектурному памятнику 17 века.
  Мы настроились на святых внутри собора и, видимо, с их благословения, отправились в Антониевы печеры. Почему я говорю о высшем благословении, потому что с самого начала поездки с нашей небольшой группой происходило множество счастливых случайностей. Мы вовремя приходили туда, куда нам было нужно, встречали людей, знающих город и получали полную помощь и поддержку. Как будто нас тут долго ждали на всех планах. Начиная с наших друзей, живущих в Чернигове и заканчивая случайной встречей с самым знающим экскурсоводом города.
  Идем через парк Болдина гора к Антониевым печерам.

Парк выглядит странно: зеленые лужайки и деревья, между ними дорожки, но, лужайки как будто изрыты и состоят из небольших холмов, поросших травой. Внизу находятся пещеры, катакомбы, подземные церкви и ходы. Отреставрирована и открыта лишь часть из них, судя по большой территории парка и относительно небольшим размерам пещерного комплекса. Вне всякого сомнения, эта гора является местом силы. Здесь смешалась сила планеты с энергией святых каналов. В 1069 году здесь жил отец русского монашества Антоний Печерский.

По преданию, он вырыл здесь пещеру и поселился в ней.

Он жил в Чернигове не долго, пока в Киеве не стало безопасно. Антоний Печерский вернулся в Киев, где ушел на 40 лет в пещеру и стал основателем Киево-Печерской лавры и Антониевых печер.

Мы ожидаем входа минут 30, так как в подземелья пускают маленькими группами.

Перед входом в Антониевы печеры находится Ильинский храм. Входим в первый зал, затем спускаемся по узким подземным переходам во второй зал с нишами.

Здесь есть помещения с алтарями, ниши с костями.

Если пройти еще глубже, то попадаешь в костницу. В этом месте присутствует только энергия смерти, и отсюда мы быстро ушли. С нами вместе ждала входа и зашла в пещеры женщина. Она бывала здесь и показала нам интересные места, которые мы исследовали. Каждая ниша в большом зале несет свою энергию.   В одной из ниш я увидела позади себя фигуру в черной монашеской одежде с высоким черным головным убором. Не та ли это черная фигура о которой писали археологи, работающие здесь и посетители? Позже мы узнали, что именно в этой нише, где я видела фигуру в черном настраиваются на свои прошлые жизни.

Самое сильное место, которое я нашла в подземелье, было закрыто решеткой и на нем стоял большой крест. Как выяснилось позже, здесь лежали кости и посетители тащили кости домой на сувениры. Когда убрали кости, посетители начали отламывать кусочки креста. Также мы узнали, что в этом месте лечили одержимых, изгоняли бесов.  Даже через решетку оттуда идет мощный поток высокочастотной энергии. В холодном подземелье мне стало жарко, как будто я стояла на источнике света. Исследовала место, где загадывают желания. Мне оно не понравилось. Посмотрела место, где лечат позвоночник. Там действительно есть выравнивающая сила.
      Затем мы поднялись наверх в парк Болдина гора. В конце парка находится два больших кургана - Безымянный и Гульбище.  С них открывается великолепный вид на город. Но с курганов все уже давно вытащили.

Следующим пунктом нашей программы, после отдыха в уютной кофейне в центре города, стал Детинец. Это вот та дорожка направо в Киевскую Русь.

В Чернигове все вместе светская жизнь и князья в Киевской Руси и ее духовная часть, обозначенная храмами. Детинцу более тысячи лет.

Это была часть города, обнесенная оборонительным валом с домом князя, собором и другими постройками. В 10 веке постройки были деревянные и они имели возможность сгореть дотла много раз - во время нашествия монгольской орды, нашествия крымских татар, междоусобных войн князей, а также польских, литовских и русских завоеваний. Шансов уцелеть не было. Остался каменный Спасо-Преображенский собор, основанный при князе Мстиславе Владимировиче в начале 11 века и Борисоглебский собор 12 века. Рядом с Борисоглебским собором находится здание Коллегиума 17 века.

Несмотря на позднюю постройку здание имеет запоминающийся сказочный вид.

Если идти по дорожке мимо деревьев с большими корнями, то попадешь в Исторический музей.

Мы были перед закрытием музея и бегло его осмотрели.

Нас интересовала история Киевской Руси.

По этой теме здесь было не так уж много экспонатов.  Зато на следующий день с утра мы были в Спасо-Преображенском соборе  и разыскивали саркофаг князя Игоря, героя “Слово о полку Игореве”.

Я расспрашивала у церковных служащих,

- Где саркофаг князя Игоря?
- Под спудом. В правом углу от входа ученые искали. Не нашли.
  Идет служба и мы стараемся не мешать верующим и тихо сканируем пол. Между нынешним полом и полом 11 века расстояние полтора метра, так нам позже рассказал экскурсовод Олесь. Мы сошлись на мнении, что в центральной части собора, ближе к алтарю, в глубоком подземелье есть княжеские захоронения. И в подтверждении нашего сканирования, через пару часов экскурсовод рассказал нам легенду о том, что будто бы давно, во время перестройки храма открыли в подполе княжеские захоронения в каменных саркофагах. Там же были княжеские диадемы. Сейчас никто не позволит взламывать пол в центральной части действующего собора-святыни, ради раскопок.
А мы решили, что позади собора что-то есть. Действительно позади храма что-то было закопано. Ходили мы вокруг собора и увидели экскурсионную группу. Тут же решили к ней присоединится, договорившись с ее организатором. О чем не только не пожалели, а остались в полном восторге от полученной информации, знаний и артистизма лучшего экскурсовода Чернигова - Олеся. И опять он подтвердил наши сканирования, сказав, что за Спасо-Преображенским собором, там где мы стояли были найдены княжеские захоронения. Спасо-Преображенский собор считается усыпальницей князей Ольговичей. В соседнем Борисоглебском соборе были захоронения князей рода Давидовичей. После этой поездки былинные князья времен Киевской Руси обросли характеристиками, стали живыми людьми. Мстислав Владимирович, основатель Чернигова - обладал физической силой и смелостью, мудростью. Общее у всех здешних князей то, что они были великие воины. В Спасо-Преображенском соборе я ощутила, что до сих пор князья и их идеи внушают страх, что до сих пор в истории Киевской Руси полно темных пятен и не просто пятен, а целых темных эпох.

Еще одна история связанная с великим воином открылась нам на кургане Черном.

По легенде здесь был похоронен князь Черный, основатель Чернигова. Все, что было найдено в кургане хранится в московском музее. А нам остается только сидеть на кургане, радоваться жизни и догадываться о том. что здесь происходило тысячу лет назад.
  Гуляя по черниговскому Детинцу обязательно попадешь к 12 пушкам.

Пушки стоят на красной мощеной дорожке. Красная дорожка проложена там, где были стены Детинца. Еще дальше дом Лизогуба, который позже перешел к Мазепе.

Оба незаурядные личности в истории Украины. Напротив пушек открывается вид на Екатерининский собор.
Уже вечером, мы посетили еще одно духовное место Чернигова - Елецкий женский монастырь.

С момента основания в 12 веке он был мужским, с 90-х годов 20 века стал женским. Меня этот факт удивил, и стал одной из причин посещения монастыря. Монастырь представляет собой парк, храм, колокольню, кельи, еще какие-то постройки, находящиеся на невысокой горе. Монастырь уцелел в беспокойной истории города. Здесь чувствуется насыщенная монастырская жизнь. Еще меня удивило то, что здесь нельзя смеяться. Мы сидели на лавочке, разговаривали и смеялись. Нам сделали замечание. Я не знакома с монастырским уставом, но, по-видимому, правила необходимы для определенной настройки на жизнь в монастыре, для того, чтобы не было эмоционального раскачивания. Место древнее, под ногами чувствуется история.  Википедия говорит о том , что “гора, на которой стоит Елецкий Успенский монастырь, изрыта и пронизана множеством подземных ходов, пещерами и катакомбами. Так, подземная галерея длиной в 70 метров соединяет Успенский собор и Петропавловскую церковь”.
Остановились в историческом центре Чернигова.

Я была в Чернигове два дня, а впечатлений получила, как будто я прожила здесь две недели.

9-10 октября 2020г.

Білогородка

Лысая гора. Беленькое. Днепр

Арабатская стрелка. Места силы

Скифские хроники. О кургане Солоха.

Курган Чертомлык. Могила Сирка октябрь 18.

Конский брод, Семь ключей.

Курган «Нечаева могила» сентябрь 2016г

Киев. Дом-музей М.Булгакова

По Днепру и Каховскому водохранилищу

Остров Хортица. Места силы

Наши маршруты по местам силы Украины.

Приглашаю вас в  новые путешествия: